Промальпцентр
г. Иркутск, мкр. Радужный, д. 118, оф. 1
У вас возникли вопросы? Позвоните нам: +7 (3952) 798-744, 588-178 (пн-пт, с 10.00 до 18.00)
Напишите нам: promalp@baikal.ru, skype: promalp-irkutsk
www.promalp.baikal.ru
главная

Статьи о поездках

Баргузинская долина

День второй: ущ. Алла – пос. Улюнхан – ист. Кучегэр – ист. Умхэй – пос. Майский

Утро встретило нас солнцем, птицами, безветрием и обалденным смолёвым сосновым запахом. Захотелось остаться жить здесь навсегда.

Ранний выезд в 11 утра. Впрочем, когда народ стал спрашивать "сколько времени" и получал в ответ вопрос "а это имеет значение?", все пришли к выводу, что в путешествии с unlimited-time’ом и вольной программой передвижения пора бросить вредную городскую привычку смотреть на часы, а ориентироваться по солнцу и желаниям.

Водяные призраки
Один из срубов
По "идеальной грунтовке" быстро доехали в Улюнхан и обнаружили, что в самой последней в Баргузинской долине деревне прошлогодний туристический бункер all-inclusive с окнами и спортзалом расширили и достроили еще одним блоком. Помыкавшись с размышлениями, кому интересно жить в таком роскошном для этой местности строении, обогнули деревню и заехали на источники Кучегэр (Кучегыр). Несколько срубов с минеральными сероводородными ваннами разной температуры снова порадовали наши тельца. Кстати, там есть и грязи – их с удовольствием опробовал Бандит. Это уже спа-тур какой-то! Парни играли в призраков и организовывали цунами нам с Томкой, сидящим в этой же ванне, но за неплотной стенкой.

Нехотя выползли из ванн и двинулись дальше. В прошлом году мы не доехали до источников Умхэй в самом конце долины на острове реки Баргузин. Дорога в конце долины раздваивается – одна идет вброд через Баргузин (мост то ли снесло, то ли сгорел сколько-то лет назад), а другая вдоль берега идет вверх по реке к источникам Умхэй. Перед бродом у парней загорелись глаза и в них явственно прочиталось желание "мочить" Баргузин. Парней смутили ледяные высокие забереги и отсутствие следов Урала и Камаза. Побегав по берегу и поискав другие варианты брода, поехали на источники с мыслью, что Урал и Камаз переправились в другом месте. И это было именно так.

Отступление. Про дорогу на БАМ от Баргузинской долины до Куморы думали уже давно. Смотрели отчеты велосипедистов с фотографиями, мыслили и размышляли. Первый брод (через Баргузин) значится в отчетах как самый глубокий – от 45 до 150 см, в зависимости от уровня воды, времени года и погоды. Соответственно, если мы проходим самый глубокий брод, то остальные точно должны проходиться. Но все равно оставалось много вопросов. Например, в отчетах фигурируют основными препятствиями не только многочисленные броды, но также огромные валуны в руслах рек и болотины. Опять же, с одной стороны, по неопровержимым документальным показаниям данную дорогу проходил УАЗ-буханка в стандартной комплектации при идеальных условиях, но с другой стороны, шноркели и лебедка на всякий пожарный и дождливый случай бы не помешали.

Брод через реку Баргузин
В общем, парней глодал вопрос давно, а тут они оказались рядом с рекой – началом трассы. Естественно, желание забодать брод у них превратилось в азартное намерение. По пути на источники Умхэй нашли место, где переправились Урал и Камаз. Каменистое русло со средним течением, но человеческими силами вброд не разведаешь – снесет. Постояли, посмотрели и решили попробовать на обратном пути от источников.

Подвесной мостик
Дорога до Умхэя
От брода до источников дорога уже вовсе даже не гравийная, а очень даже лесная, с корнями и несколькими переездами через сухие русла. На остров с источниками Умхэй попадается либо вброд через маленький рукав Баргузина, либо пешком по подвесному мостику. Мы выбрали второе, поскольку все равно останавливаться на обед, да и идти недалеко – заодно разомнем пятые точки.

Умхэй – это целый курорт. Побеленные стволы деревьев, улица домиков с телевизионными тарелками, большая столовая – в общем, место обжитое и посещаемое. Вскоре мы поняли, почему оно посещаемое. Аккуратненький сруб с выбеленным предбанником и печкой стоит на не сероводородном источнике, а то ли на радоново-сульфатном, то ли еще на каком, но главное, не пахнущем аршане. Не знаю, как господа мужчины туда залазили (зрелище было душещипательное), я смогла зайти по колено, чтобы понять, что погрузиться глубже не смогу. Под 70 градусов точно! Это при учете, что в него еще проведена холодная вода, чтобы разбавить температуру. Зато рядом со срубом вытекает озеро под открытым небом температурой около 40 градусов. Ляпота! Мы как крокодилы плавно передвигались по озеру и счастью нашему не было предела.

"Улица"
Вездесущая цивилизация
Место поклонения фотографии Ламы
40-градусное озеро
После источников и обеда вернулись обратно на брод через Баргузин, где переправились Урал и Камаз. Парни настоятельно хотели его замочить и прорваться по дороге хоть докуда-нибудь. У меня случилась легкая истерика, когда я представила Лехин сурф, встающий посередь реки с залитым воздушком, но парни были непреклонны. Леха сказал сакраментальную фразу: "Разве я похож на человека, готового утопить машину за 20 тысяч долларов?"

Паша пошел в болотниках разведать глубину и дно. Зашел до предела, но предел, судя по дальнейшим событиям, был вовсе даже не в том месте... Дальше привязали полтинник веревки к фаркопу нашей машины (крузак играл роль разведчика) и переднему крюку сурфа, чтобы, если что, сразу вытягивать крузака назад, либо крузаком выдергивать сурф на другой берег. Методом измерений выяснили, что если 35-е колесо скрывает вода, значит у Лехи уже скорее всего скроет воздушок.

Мочить будем здесь!
Почти на середине
Итак, броды, часть первая. Паша заезжает в реку, дно явно булыганистое, потому что морда машины прыгает вниз-вверх, доезжает до середины. Руслан, высунувшись в окно с пассажирского кресла, следит за уровнем воды относительно машины. Леха на сурфе в этот момент держит веревку почти внатяг, потихоньку подъезжая к берегу и выдавая веревку Паше. Паша проходит середину и двигается дальше. Колеса крузака скрываются под водой, Леха уже около воды на берегу, а Паша продолжает двигаться. Глаза Лехи начинают округляться при мысли, что Паша рванет на тот берег. Судьба сурфа побывать в роли баргузинского Титаника господина Чака Норриса почему-то не радует. Население мечется на берегу, не знает как отцепить веревку. Леха сигналит, народ сигнализирует руками. Тут Паша останавливается и дает задний ход. У всех отлегает от души.

Как сказал Андрюха: "и волки сыты и овцы целы". Парни удостоверились, что в этот раз они здесь не проедут, а я успокоилась, что нам удастся завершить путешествие наверняка без залитых движков (во всяком случае, до Аргады точно).

Процессия выдвинулась в обратный путь. Всю дорогу ломали голову, почему ни один джиперский клуб (например, иркутский "Протектор") не проехал эти заманчивые 200-300 км джиперской трассы? Ведь нет ни одного джиперского отчета в интернете – только велосипедные. Местное население на уралах, камазах и даже уазиках-буханках ездит, а джиперы не добрались. Загадка... Наверно, этот брод был первым толчком к тому, чтобы Леха подумал о другой машине. Второй толчок был более внушительный, но позже...

Подснежники преследовали нас повсюду в страшных количествах
Партизанская дорога в облепихе
Переехали Баргузин на другую сторону по мостику за Улюнханом и продолжили движение в сторону пос. Майский. По пути подергали Леху в какой-то болотине. Затем дорога с болотин вышла наверх к молодому сосновому лесу, стала напрочь песчаной и приятной с полями фиолетовых подснежников, длящимися по часу за бортом. Фиолетовая земля, маленькие сосенки и желтый песок – полный сюрреализм!

Вечер застал нас в Майском. Там должна была быть по идее заправка – все-таки большой и хозный поселок. Мы не стали упираться рогом в землю и искать ее – поехали дальше.

За Майским срочно нашли болотину – набрали воды и в ближайшем сосновом лесу разбили лагерь, успев как раз до темноты. Пока мы хлопотали по хозяйству, Паша в соседних болотинах накопытил утку (чирка).