Не только 110-й км, или дюжина впечатлений от поездки вокруг Байкала | Промальпцентр
Промальпцентр
г. Иркутск, мкр. Радужный, д. 118, оф. 1
У вас возникли вопросы? Позвоните нам: +7 (3952) 798-744, 588-178 (пн-пт, с 10.00 до 18.00)
Напишите нам: promalp@baikal.ru, skype: promalp-irkutsk
www.promalp.baikal.ru
главная

Статьи о поездках

Не только 110-й км, или дюжина впечатлений от поездки вокруг Байкала

Брод через р. Туракина
"Через 110-й" – эта фраза как заклинание превращала нас из городских белоручек на модных джипах в нормальных мужиков. Всем все становится понятно: мужики заняты нормальным мужским делом, едут на БАМ по плохой дороге на хороших машинах. Мне, правда, не ясно, зачем сегодня вообще надо ехать на БАМ, но, видимо, на генетическом уровне у всех жителей Северного Прибайкалья уже закреплено: ехать на БАМ – это правильно. Те, кто это делает – правильные мужики.


Идея.

Объехать вокруг Байкала.
Выглядит логично, звучит красиво, автомобилистами маршрут пока не затерт, пейзажи что надо. Дороги есть везде, зимник через 110-й и выезд на БАМ будет изюминкой. Вторая изюминка – радиальное посещение озера Амут, в истоках реки Баргузин. Поехали?


Поехали.

Баргузинская долина
Весь маршрут протяженностью около 2500 км можно разделить на несколько участков.
  1. Иркутск – Усть-Баргузин. Около 700 км, 8-10 часов, асфальт почти везде.
  2. Усть-Баргузин – источники Умхей. Около 300 км, 5 часов пути. Более подробно описан здесь.
  3. Умхей – Уоян (с посещением озера Амут). Около 250 км, 3-4 дня. Участок плохой дороги.
  4. Уоян – Северобайкальск – Жигалово – Качуг. Около 1200 км. Гравийки разного качества. 2 дня.
  5. Качуг – Иркутск. 250 км. Асфальт. 2 часа.



История автозимника "Улюнхан – Новый Уоян".

Зима 1974-1975 года выдалась необычно теплой. В результате дороги по льду Байкала не было, и БАМ оставался без снабжения. Срочно была необходима наземная дорога, соединяющая "материк" и "стройку века". Было предложено 4 проекта, из них был принят один – Баргузинский. Задание по строительству этой дороги было возложено на СМП-572 треста "Востоксибтрансстрой", подключены мехколонны №№ 139, 140, 160, взрывники и основная ударная мощь – Комсомольско–молодежная бригада ИССО под руководством Эдуарда Абнера. Дорога изначально проектировалась как временная, ее задачей было только перебросить грузы до Уояна.

Брод через р. Биранкур
1 февраля 1975 года дорога заработала. Слова участника строительства: "В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела день и ночь".

Урочище Биранкур
"Ледовая дорога по Байкалу подвела", – вспоминает главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов, – "а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из Таловки в Уоян..." В день на маршрут выходило до 80 грузовиков. Летели по этому зимнику "Уралы", "Магирусы" и "КамАЗы", перевозя грузы для стройки века. Даже тогда дорога была непростой, поэтому вдоль нее через определенные прогоны ставили теплые балки, где можно было отдохнуть или при необходимости жить несколько дней в ожидании запчастей при поломке автомобиля.

После окончания строительства БАМа дорога стала ненужной. Какое-то время она использовалась как автозимник – болота и мелкие реки замерзают, камни и колеи засыпает снегом. Зимой дорога становилась проходимой даже для некрупных полноприводных автомобилей типа "Нива". Разрушение мостов через Баргузин затруднило движение окончательно.

Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами...

Выезд к озеру Иркана
Главное в этой жизни – позитивное отношение ко всему, что тебе в ней предлагается. Ну, типа, тебе говорят – "Давай машину утопим?" А ты в ответ: "Давай!"
"А, может, оторвем ей чего-нибудь?!" – "С превеликим удовольствием!"

Данный подход явлется ключевым в джиперском деле вообще. Что касается участка "Умхей – Уоян", в частности, то топить рекомендуется в пределах высоты шноркеля, а отрывать в пределах ремфонда и рукастости экипажа. Ибо эвакуация или доставка запчастей может оказаться очень продолжительной и трудоемкой. Опять же, если у вас с собой есть спутниковый телефон, а у ваших друзей вертолеты...

Итак, начинаем "топить и ломать" (иначе, собственно, зачем все это замышлялось?).


Впечатление первое. Красота.

На всем протяжении маршрут красив. Это однозначно и бесспорно. Спокойствие и ненавязчивость северной тайги, разлеты тундр, перекаты горных рек, речек и речушек, наледи, перевалы, заснеженные вершины, скалистые пики на горизонте. Белёные ковры лишайников. Ни одной машины навстречу. Ни одной попутной. Медведи, северные олени, косули, глухари, лоси, изюбри. Гуси клиньями летят с юга, с удивлением изгибают шеи и смотрят на нас. Утки плавают. Людей нет, лес живет. Хорошо там, спокойно и правильно.




Впечатление второе. Дороги.

Неожиданное сочетание относительно хороших участков с достаточно плохими. О сроке службы дороги во время строительства никто не думал, задачи такие не ставились. На ум приходят ассоциации с танком – "на 5 минут боя..." В итоге на общем фоне нормальной грунтовки отдельные СУ смотрятся довольно странно. Я не имею в виду нашу поездку в сторону озера Амут, где по болоту когда-то прошел вездеход, управляемый нетрезвым геологом, не замечающим, что он уже 5-й раз форсирует Баргузин. И я не говорю об объездах разрушенных мостов. С этим все понятно. Интересно, когда прямо на трассе видишь следы нескольких одновременно засевших Уралов, которых потом, видимо, откапывали несколькими экскаваторами: Которые потом тоже, видимо, засели. И зачем-то все это залито большим количеством воды... Или та же речка Срамная... Короче, покататься есть где.
Брод через р. Туракина

Вдоль р. Светлая
р. Срамная



Впечатление третье. С чувством юмора у ребят было все хорошо.




Дорожный знак "скользкая дорога, приводящая к перевороту" и иже с ними.


Впечатление четвертое. Край нетающих рек.

По наледям реки Баргузин
Устье р. Эндокит
Наледи в верховьях Баргузина круглогодичные, даже нанесены на карту. Если поехать в середине апреля, я думаю, можно на машине по ним заехать достаточно высоко. Если обычно маленькие реки впадают в большие реки, то здесь маленькие наледи впадают в большие наледи.


Впечатление пятое. Озеро Амут.

Большое. Длина 7,5 км, ширина 3,5 км, глубина 70 м. Берега, заросшие редким стлаником паркового типа. Лед на озере 9–10 месяцев в году. В озере живут хариус, ленок, гольян и налим. На берегах гнездятся лебеди и орланы. Когда мы пришли на озеро, надо льдом летали и горланили чайки. Очень интересно, чем они будут еще месяц питаться, пока озеро подо льдом?
4 мая 2009 г.



Впечатления шестое. Мосты.

Мостов и их остатков на этом направлении много. Деревянные уже сгорели или сгнили, металлические стоят себе одиноко и гордо... в лесу. Зрелище удивительное – все эти мосты расположены в стороне от магистрали, на них нет ни заездов, ни выездов – даже дорога к ним не подведена. Говорят, что забрасывали их туда по воздуху, вертолетами. До стадии использования так и не дошли. Так это было или нет, опять же сказать точно не могу, но даже остатков дороги в местах заездов и съездов с мостов я не увидел ни разу.



Впечатление седьмое. 110-й километр.



Километровых столбиков на всем протяжении дороги я увидел два: 106-й и 110-й. 110-й – знаковый. Никто так и не понял, почему дорога называется "через 110-й" и чем он отличается от 109-го и 111-го. Стоит себе в тундре. Один. Но вот вошел в историю.


Уоян – Северомуйск – Таксимо – Усть-Муя – Северомуйск – Уоян.



С выездом на БАМ этап "топить и ломать" закончился. Это мы так думали. Реальность оказалось суровой.


Впечатление восьмое. Дороги-2 или как НЕ надо ездить по БАМу.

Вдоль БАМа надо ездить, крепко стиснув зубы – чтобы пломбы не повыскакивали. Говорят, когда-то от Уояна до Северомуйска на Магирусе ездили за 1 час 20 минут. Сейчас вождение машины по этой дороге чем-то напоминает альпинизм: редкое сочетание неприятного с бесполезным, выливающееся в монотонное перемещение с крейсерской скоростью 20 км/ч. Может, это после весны такое, и нам просто не повезло. Большинства мостов нет, знаков, что их нет, тоже нет. Просто обрыв в реку. И так сотни километров. Стрелка спидометра на 20 км/ч. Сплошной дзен. Зато можно головой во все стороны крутить.


Впечатление девятое. Красота-2.

р. Светлая
Перевал после 2-го брода через Баргузин
А посмотреть по сторонам есть на что. Хотя бы один раз прокатиться по БАМу стОит. Радует, что "стройка века" не загубила красоты окружающих гор. Даже я бы сказал, нитка железной дороги органично туда вписывается, как бы цинично это не звучало. Если честно, сюда б дорогу хорошую, чтобы пейзажи менялись побыстрее, а вождение стало бы приятным - цены бы этому маршруту не было.
Вдоль р. Лена
Устье р. Ловоктон
В сторону озера Амут
Вдоль р. Светлая



Впечатление десятое. Дороги-3 или как НАДО ездить по БАМу.

Урал с оранжевым кунгом был единственным встреченным автомобилем за день. Мы его лихо догнали, обогнали и ушли в точку, разогнавшись до 30 км/ч. Он уверенно шел свои 20. В зеркало я увидел, как он сворачивает с трассы к железнодорожному полотну. Потом начинает двигаться по нему... И вот он уже, как болид, набрав скорость под 40 км/ч, проносится параллельно мне и выезжает в 200 метрах впереди. "Случайность" – подумали мы, снова обгоняя "Урал". "Иркутяне, что они в жизни знать могут" – обсуждали мужики в оранжевом кунге, в очередной раз обгоняя нас по насыпи БАМа.

Обогнав "Урал" в третий раз, мы, как люди с высшим образованием, свернули на очередном повороте на насыпь и втопили по ровненькой гравиечке кэмэ этак под 60. Удивило только то, "Урал" почему-то поехал по раздолбанной трассе, проигнорировав наш маневр...


Насыпь вдоль ЖД полотна не только ровная, она и еще и очень узкая. И что самое обидное, иногда она бывает перегорожена какими-то совершенно необходимыми с точки зрения железнодорожников, но абсолютно ненужными с точки зрения автомобилиста сооружениями. Еще совершенно нелогично устроены коробки передач у автомобилей – почему вперед много передач, а назад – всего одна? И вообще, самое правильное устройство шеи у совы – она спокойно может развернуть голову на 180 градусов назад и это не будет ей доставлять абсолютно никакого дискомфорта. Об этом и многом другом подумать времени хватало – задним ходом на такие расстояния я еще не ездил ни разу...

Логику и приметы "правильных" объездов я уловил на второй день. "Вот тут-то у меня карта и пошла..."


Впечатление одиннадцатое. "Сон разума порождает чудовищ".

Я думал, что спать при такой езде точно не получится. Я ошибся – спать можно везде. В состояние бодрствования меня вывели только характерные рывки вперед–назад и звук мотора, взвывающего при пробуксовке колес. Подсознание получило информацию – мы "сели". Сознание утверждало: "бездорожье закончилось больше суток назад, мы на трассе". Единство и борьба этих противоположностей заставили вылезти из уютного спальника и продрать глаза...

Шел снег. В свете фар куда-то в ночную бесконечность уходило болото. По нему шла вездеходная колея, заполненная водой. Мы сидели в ней. Мой штурман уже деловито шнырял вокруг и цепким взглядом невозмутимо подыскивал деревце для винчевания... Я закрыл глаза, потряс головой... Какая только фигня с недосыпу не померещится! Открыл. Болото не исчезло.

— Игорь, мы где!?
— Да все нормально, ты спи...
— В смысле?! Мы как сюда попали?
— Да тут очередного моста не было, слева мне показалось посуше, но покруче, а справа погрязнее, но положе... Да ты отдыхай, щас мы прорвемся!

Прорываться вперед не грело абсолютно. Поработав пару минут босыми ногами на педалях и поставив машину на исходную твердо–колдобинную позицию, лег спать дальше.
Река Срамная
Перевал Даван



Впечатление двенадцатое, крайнее.
"Хороший сегодня день, насыщенный..."
 ( © Спектакль "День Радио")

Поездка удалась в целом и ничем не омрачилась в частности. Редко так бывает, что прокрутив мысленно всю киноленту событий, ничего не хотелось бы поправить в деталях. 12 дней пролетело быстро, и каждый из них был наполнен чем-то позитивным. Хороший маршрут, хорошая подготовка, хорошие машины.

Но главное не это. Как сказал один из участников экспедиции, выползая из-под машины, вокруг которой одновременно рубились дрова, паялись провода инвертора, ощипывались утки, сверлились поворотные кулаки, разгибались рулевые тяги и травились пошлые мужские анекдоты: "Так-то неплохая команда подобралась... Дай удлинитель и головку на 19..."



Немного информации для желающих прокатиться по маршруту

  1. Крайняя заправка в Баргузинской долине – в с. Алла (ниже Улюнхана). Следующая заправка – Новый Уоян. Между ними примерно 250 км.
  2. При трассовом расходе моего автомобиля 12 литров на 100 км, на этот участок было затрачено около 60 литров.
  3. Средний расход топлива в этой экспедиции – 16 литров на 100 км.
  4. Кроме участка "Улюнхан – Кумора" все дороги проходимы для любого автомобиля.
  5. Для участка "Улюнхан – Кумора" минимальная необходимая подготовка автомобиля (бесснежный период): защита днища, шноркель, лебедка, колеса не менее 33 дюймов.
  6. В межсезонье необходимо иметь пешню (долбить лед). Может потребоваться на переправах.
  7. Рассчитывать на постороннюю помощь на участке автозимника не следует.
  8. Сотовая связь (на май 2009 года) заканчивается в Улюнхане и появляется в Уояне (Мегафон).
  9. Чтобы из Северобайкальска приехать в Жигалово, надо после Улькана свернуть на деревню Акунайская. Указателей "Иркутск" или "Жигалово" нет.
  10. Если ехать вокруг Байкала, не заезжая никуда в стороны, то при плотном режиме можно управиться за неделю. График будет выглядеть так:
    • 1–й день: Иркутск – Усть–Баргузин
    • 2–й день: Усть–Баргузин – источники Умхей
    • 3–4–5–й дни: источники Умхей – Новый Уоян (можно и за два, только есть шанс что–нибудь отломить или загнуть, тогда + 1–2 дня на ремонт)
    • 6–7–й дни: Новый Уоян – Иркутск
    Необходимо сделать поправку на погоду. Если будут затяжные дожди, то график на промежутке автозимника может существенно поменяться (в сторону увеличения, естественно).
  11. Видеоролик "110-й километр", 4 мин. (смотреть на YouTube 10 мб; скачать файл .avi, 20 мб)

Брод через Баргузин
Вдоль Баргузина в сторону оз. Амут

Река Светлая
К озеру Амут
Брод через р. Туракина
Озера в районе зим. Аэродромное



Павел Трофимов
фото: Игорь Ярхо, Павел Трофимов, Алексей Мухаметдинов
12 июня 2009
Chaussures air jordanadidas yeezy boost 350 v2huarache2018.comair jordan femmeyeezy boost 350scarpe2018jordan.itadidas Yeezy 350 Boostyeezy release date 2018kanye west yeezyyeezy boost 350 adidasjordan release dates 2018new balance 2018balenciaga roma