Пятница: город Бабушкин – хребет Хамар-Дабан
Прогулка через хребет Хамар-Дабан на велосипедах в планах лежала давно. Нужно было всего совпадение двух условий для ее свершения: наличие свободных трех дней и хорошая погода. Если первое условие выполнимо, в принципе, для любых выходных, то со вторым сложнее. Тщательное отслеживание прогноза погоды на ближайшие три дня (желательно в теплое время года) и, оперативно собравшись, мы едем солнечным пятничным утром в экспресс-электричке "Иркутск-Улан-Удэ" до станции "Мысовая". Пять часов сна поперек мягких сидений практически пустого светлого вагона 3-го класса и в 12 дня мы на платформе в городе Бабушкин.
|
Река Мысовка все время рядом |
В харчевне около шоссе солянка была в самый раз, а вот в котлету мяса точно пожалели, заменив его хлебом. Сытые и довольные отправляемся по направлению к дороге, по которой мы должны заехать на главный хребет Хамар-Дабана и спуститься к реке Темник. Выезжаем на дорогу в конце улицы с самым обычным названием "Советская" и двигаемся в тени растущих по краям дороги деревьев, потому как лето и солнышко очень теплое. Рядом в нескольких метрах постоянно бежит река Мысовка с чистой холодной водой, дорога отсыпана мелким щебнем, ровная, почти не трясет. Уклона в гору пока не наблюдается. Километров через пять началась малина. Зря она началась, потому что езда превратилась в разлагаловку, состоящую из переездов от куста к кусту. Потом добавилась красная и черная смородина. Чувствую, что мы выбрали очень удачное время для велопрогулки, несмотря на то, что передвижение замедляется, вследствие постоянных встреч с естественными препятствиями. Ущелье Мысовки узкое, но очень длинное – уклона практически не ощущается на протяжении 15-20 км.
Встретили оригинальное осиное гнездо, прилепленное к ветке березы. Пока мы рассматривали его, нас рассматривали изнутри. Потом то, что на нас смотрело, вылетело наружу. Поспешили ретироваться.
Вокруг поют птички, небо до безобразия безоблачное и синее, дорога мягкая и смешанный лес сменяется хвойным. Как-то сильно подозрительно все хорошо...
Через 20 км начали встречаться маленькие взлеты на дороге и карьеры, с которых брали щебень для отсыпания. "Взлаз" на хребет завершается двухкилометровым тягуном. Заезжаем наверх и встречаем жигули с микриком – это ягодники. Вообще в сезон здесь весьма оживленно, и раз в полчаса что-нибудь проезжает. Заготовительный народ, в основном, едет в долину реки Мишиха.
|
Дорога по хребту |
Рельеф главного хребта Хамар-Дабана в восточной части не сильно расчлененный – пологие округлые вершины, но глубокие долины рек. Пока едем по хребту, проезжаем развилку, на которой уезжаем по менее накатанной дороге. Если бы один из участников велоПВД (ПВД – поход выходного дня – принятое в туристической классификации сокращение) не знал, куда повернуть, то... то мы бы посмотрели по GPS на точки, поставленные по карте заранее и все равно повернули бы в правильном направлении. Кстати, практически все точки, поставленные по двухкилометровке и залитые в GPS, оказались достаточно достоверными – погрешность в пределах 50-ти метров.
Здесь началась другая напасть. Макс едет впереди и разговаривает с водилой грузовичка, который собирается поехать в Гусиноозерск и ни разу не ездил по этой дороге. Я в этот момент вижу ягоды черники, что висят на кустах в пяти метрах от дороги. Еле дождалась, пока Макс (он уже ездил однажды до Темника) договорит с владельцем четырехколесного транспорта. Срочная остановка, и черничная заправка в нашем распоряжении.
Кое-как отрываемся и синеязыкастые едем дальше. Дорога с плавными спусками и подъемами почти не замечается под колесами – такая же отсыпанная, такая же мягкая. Теперь спокойно не дают ехать грибы, нагло растущие кучами на обочине. Подосиновики и подберезовики, волнушки и грузди, маслята и моховики – да что же это такое делается! Собрав горсточку на ужин, стараюсь больше не смотреть по сторонам. Это очень тяжело, потому что в голове отпечатывается каждая шляпка, и мысленно я собираю уже второе ведро.
|
Ягелевая таёжная полянка |
Проезжаем километров десять по хребту, надо вставать на ночевку. Желательно там, где есть вода. Трехкилометровый спуск к реке Правая Мишиха, и на таежной терраске ставим палатку. Свои 45 км мы сегодня сделали, причем совершенно не торопясь. Обалденно красиво: кедрач, ельник, чистые ягелевые полянки, голубичные кусты, брусника (витаминный тур какой-то!) и тишина... Нас с дороги не видно, пару раз проезжают лихие мотоциклисты и больше никого не слышно, даже самолетов. Сюда ягодники почти не забираются – их отворот остался раньше. Уши привыкают к тишине, и кажется, что мир вокруг замер. Еле слышно журчание ручья, ни ветринки, закатное солнце на безоблачном небе веером просачивается сквозь иголки хвойного леса.
Суббота: река Темник – хребет Малый Хамар-Дабан – Боргойская степь
|
"Грибочечки вы мои!" |
|
Эстетичные грибы в голубом мху |
Утром, с одной стороны, так не хочется покидать это дивное место, а с другой, хочется ехать дальше. Позавтракав, отправляемся в путь. Поднимаемся два с половиной километра с Правой Мишихи обратно на хребет и едем дальше по верху. Вскоре встречаем еще одну развилку: прямо идет широкая, не езженая дорога, а направо узкая и более накатанная. Нам направо и, как оказалось, отсюда уже вниз. Уклон хороший, вода вымыла мелкий щебень из дороги. Пятикилометровый каменистый спуск, затем дорога делает резкий S-образный поворот и далее до самого Темника еще 20 км пологого спуска по отсыпанной дороге – красота! Пока кони под нами едут вниз, не нуждаясь в педалях, мы обозреваем долину речки с экзотическим названием Элигин. Я снова мысленно собираю уже второй рюкзак грибов и, увидев серию моховиков в эстетичном голубом мху, не выдерживаю. Останавливаемся, потому что дальше ехать нельзя – необходимо удовлетворить мою "собирательную" потребность. Дальше десяти метров от дороги не отхожу, так как грибы хватают за руки и утаскивают в лес. Прогулявшись 20-30 метров вдоль обочины, понимаю, что "на поесть" собранного количества грибов нам хватит. На этом я успокаиваюсь.
|
Поселок Таёжный |
Ущелье к середине спуска расширяется, по краям дороги начинаются покосные поляны со стогами. Сюда ездят уже не из города Бабушкин, а с другой стороны хребта. "Тпру!" – говорим мы на развилке около поселка Таежный и наконец-то нажимаем тормоза.
Прежде чем переехать Элигин и выдвинуться к броду через Темник, решаем взглянуть на поселок Таежный. Заворачиваем за угол и наблюдаем оригинальное ирригационное сооружение: от речки выкопан канал типа "арык" и проведен вдоль дороги к полям вокруг поселка. Вот это да! Поселок в широкой лесостепной долине Темника представляет из себя около 30 домов, большая часть из которых нежилая. А та, что жилая, видимо, не совсем трезвая. Склоны усыпаны чабрецом – мы спустились из тайги в степь.
|
Синий чертополох |
|
Долина Темника |
Возвращаемся, переезжаем Элигин и едем вдоль Темника по долине. Начинается ощущение Малого Моря – цветущая степь, пасутся коровы и лошади. Только вот тайга на склонах не подходит для полной картины степного ландшафта. Через несколько километров спускаемся к броду. Сначала кажется, что очень глубоко, но, приглядевшись, намечаем себе путь, который в итоге оказывается чуть выше колена. Удаляем нижнее белье (носки) и стельки из ботинок и вперед. Наискосок, чуть выше перекатов пересекаем реку с конями на себе. Это единственное место, где байки едут на нас. Можно было, конечно, везти их по воде, но втулки все-таки жалко. Интересно, что если отойти полметра в сторону, глубина становится гораздо больше. Макс как бравый джигит сначала ломанулся напрямую, но обнаружил, что определение глубины через воду обманчиво. Когда поверхность воды сравнялась с ватерлинией – быстро ретировался на мелководье. Длина брода получилась около 100 метров, впрочем, вода оказалась не сильно холодная – мы даже не успели замерзнуть.
| Схема брода через Темник |
|
| 10 метров до берега |
|
| Втулки-то жалко! |
|
| Местный мальчик с корабликом |
|
Выйдя на песчаный кусочек берега, отошли в сторону и решили, что неплохо бы уже испить по чашечке кофе и закусить грибами. Пока мы лениво готовим обед, на берег выезжает УАЗ типа "буханка" с несколькими человеками внутри. Рядом оказывается местный мальчик, рыбачащий на кораблик. Парнишка советует им, как переезжать реку. Мы сидим и наблюдаем за разворачивающимся спектаклем. Мужики хотят проехать на левый берег Темника, откуда мы только что пришли. Мальчик (видимо, с ближних покосов) в общем-то, все правильно говорит, как и куда ехать. Мужики походили, посмотрели, сели в машину и поехали. Для меня было странно то, что ни один не попробовал просто пешком перейти и посмотреть как, чего и где, в смысле характера дна, течения и глубины. УАЗ въехал в воду и начал двигаться наискосок, как и нужно было. А на последних 10-ти метрах он сделал ту же ошибку, что и Макс: подумав, что уже не сильно глубоко, обманулся в визуальной оценке глубины и заехал "по самые помидоры". Разница ошибок была в том, что Макс, поняв, что туда не надо – быстро ушел и унес свое средство передвижения на себе. А УАЗ залил двигатель и заглох в нескольких метрах от берега. Не отрываясь, наблюдаем, что будет дальше. Через пару минут открылась дверь, и человек вылез в воду. Затем вылез еще один и еще... Часть почему-то пошла обратно на правый берег (может, на покосах видели людей и за подмогой пошли?), а не в поселок Таежный находящийся в 4-х километрах.
| УАЗ въехал в воду, |
|
| начал двигаться наискосок реки, |
|
| правильно прошел по перекатам |
|
| и заглох в нескольких метрах от берега. |
|
Мы закончили с обедом и поехали дальше. С одной стороны жалко мужиков – когда теперь кто-нибудь придет с подмогой и выдернет его оттуда? А с другой стороны, так и осталось не понятно, почему народ едет по незнакомому броду без разведки?
|
Столб доистори- ческой ЛЭП |
Отсыпанная дорога осталась на левом берегу Темника, а мы продолжаем путь по лесной не сильно езженой дороге. Через километр направо отвернула неприметная дорожка. У нас стоит waypoint (точка GPS) как раз там, да и велосипедный народ, ездящий здесь до этого, предупредил, что будет незаметная отворотка. Поворачиваем и начинаем лезть в гору на хребет Малый Хамар-Дабан. Дорогу делали явно не лесовозы. А кто? Увидев столб (начиная с Бабушкина, встречали редкие оставшиеся столбы и куски провода бывшей старой ЛЭП), мы поняли, кто был строителем дороги. И если вместо отслужившей ЛЭП от Бабушкина до вершины хребта идут металлические опоры с уже новыми изоляторами, то эти столбы с деревянными подпорками, давно никому не нужны.
|
Schwinn Кама-Салют |
На пятом километре подъема при переезде через очередное бревно, Макс остановился и сказал "приехали". Палка застряла в переключателе и, как обычно бывает в таких случаях, вывернула "петух". Как раз перед этим мы разговаривали о том, что наверно надо брать с собой кроме ключиков-камер-насосиков еще и велозапчасти, вот только какие? Теперь стало ясно какие. Вооружившись сhain-tool'ом (инструмент для сборки-разборки звеньев цепи), Макс путем удаления некоторого количества звеньев цепи, быстро модифицировал Schwinn Moab-2 в Schwinn Кама-Салют. После ликвидации такой ненужной запчасти как задний переключатель, велосипед опять бодро поехал, но только на скорости 2-4.
|
Костяника: одна гроздь = одна горсть |
Впрочем, восьмикилометровый тягун на последних трех километрах перешел в горку с постоянным хорошим уклоном. Ехать в нее можно, но желательно без рюкзака, на 1-1 и с мощ-щ-щными ногами. Продолжив подъем пешком, мирно ведя коней в поводу по широкой дороге, мы не потеряли во времени нисколько. Правда, перед самым перевалом опять встретилось естественное препятствие. На этот раз костяника. До этого момента, мне казалось, что костяники много не бывает. Как я ошибалась! Заросли с гроздьями как у смородины (одна гроздь = одна горсть) пленили нас. Спелый сладкий шиповник можно было косить косой, но моя коса для этого не подходила. Пришлось просто есть.
|
МТФ |
|
Гадюка вылезла погреться |
Получив очередную порцию витаминов, через пять минут мы были на перевале. Точка GPS снова не подвела – поставлена практически точно. Здесь надо говорить словами Митяева "И, оттолкнувшись от оконного креста, как тень листа, я стану легок...". Мы оттолкнулись от перевала и остановились около поселка Усть-Урма, что находился в 20-ти километрах от нас.
Три километра круто вниз к реке Хохюрта, а затем длинный спуск по левому берегу реки Урма. По пути нам встретился какой-то мифический, видимо, дровяной отворот направо в гору. Ущелье с середины пути снова расширяется в широкую степную долину. На карте начинаются надписи типа МТФ и ОТФ (молочно-товарная ферма и овцетоварная ферма), а на лугах в пойме реки, соответственно, коровы, лошади, овцы и всяческие строения. С каменистых склонов на дорогу выползли погреться змеи, что было обнаружено в момент проезжания в 5-ти сантиметрах от них. Дальше ехали более внимательно.
|
Вид от поселка Усть-Урма (под горой течет Темник) |
Урма течет где-то в долине, видно только кусты, произрастающие по берегам реки шириной в метр. Тут мы понимаем, что дальше с водой будут проблемы. В сужении долины, увидели речку (в нашем понимании, это ручей) в 50-ти метрах от дороги и свернули набрать воды. Этой водой мы питались до завтрашнего обеда, поскольку дальше ничего подходящего не было.
Поселок Усть-Урма – несколько десятков домов с бурятским и русским населением. В поселке есть колодец (судя по фляге, которую на тележке везла девочка), но у нас вода уже была набрана, да и не сильно хотелось задерживаться в поселке. По улицам гуляют гуси, хряки, козы и коровы.
|
Боргойская степь, слева хребет Хоруха |
Покидаем Усть-Урму и в сторону поселка Ташир едем уже по гравийной дороге. Прощайте, мягкие лесные и полевые дорожки, здравствуй, "ребристая-серебристая". Десять километров тряски, затем по хитрой полевой дорожке сокращаем себе путь, выезжая на "хай-вей", идущий от Ташира до поселка Селендума. Вот мы и в Боргойской степи. Вечер, потихоньку опускаются сумерки, погода пасмурная, вокруг безлесые холмы. У нас за сегодня уже 80 км на счетчике и полтора хребта, можно и на ночлег куда-нибудь встать. Видим единственные посаженные лесополосы километрах в пяти и устремляемся туда.
|
"Спрятались" в тополях |
Пятой точке, которая до этого чувствовала себя, в общем-то, достаточно хорошо, попав на гравийную дорогу, стало гораздо грустнее. Благо, очень часто рядом с гравийкой идет от одной до 5-ти (!) мягких полевых дорог. Обнаружив на следующий день 7-ми полосную дорогу в степи, мы уже не удивлялись.
Хочется забраться куда-нибудь, чтобы тебя никто не видел и не слышал. А это очень тяжело сделать в степи рядом с основной дорогой. Поэтому мы поспешили в тополиные насаждения, где был единственный вариант для такой ночевки (как оказалось, следующие деревья были за Селендумой). Нас пытались сожрать лошадиноподобные комары, но победа была за нами – успешно отбились репеллентом.
Забравшись в палатку и хлебнув драгоценной водички, мы сладко растянулись. Вскоре пошел дождик, под мерное капанье которого сон незаметно проник сквозь москитную сетку.
Воскресенье: Великая Гусиноозерская равнина
|
Озеро и хребет Хоруха (справа) |
Дождя, как такового, не было, просто с неба капала вода, иногда переставая. Размышления о том, что прогноз солнца был на три дня, остановились на мысли, что прогноз по Иркутску и прогноз по Боргойской степи, наверно, все-таки различается. Тем более, что они с разных сторон Хамар-Дабана. Завтрак готовили на "урминской" воде и горелке.
С утра было воскресенье, поэтому машин на "хай-вэе" практически не было. Мы порадовались дождичку, прошедшему ночью и пасмурным тучкам – пыли как не бывало, зато стало свежо, и степь заблагоухала запахами. Приятно ехать по прохладной степи в одиночестве, обозревая обширные холмистые дали. Так как крутых подъемов на нашем пути уже не было, Макс успешно ехал на скорости 2-4, только на спусках сетовал, что приходится быстро-быстро перебирать ногами. Проехали озеро с сорвавшейся стаей уток. Обогнули хребет Хоруха, на вершинах которого даже был лес, и выехали на перевальчик со стеллой "счастливого пути". Рядом со стеллой обнаружилась табличка с недвусмысленной надписью "Всякая охота запрещена!"
Надо сказать, что в хищных птицах во время всего путешествия недостатка не было. На хребте Хамар-Дабана на нас пытался охотиться орел, паривший над нами долгое время. Здесь же в степи шустрые ястребы проносились мимо, а орлы летали параллельным курсом с нами, иногда присаживаясь на провода. Через 10 километров спуска по гравийке (тут как в анекдоте про погоду: "И коротко о гравийке: бррр...") выезжаем на асфальт, проезжаем через селение Шана и попадаем в поселок Селендума. Здесь запланирован финиш сегодняшнего 30-ти километрового переезда и всей нашей велопрогулки. Однако это финиша здесь не вышло.
|
Местное животное |
|
Потенциальный финиш |
В Селендуме с радостью обнаруживаем ларек и покупаем сока и воды, а затем спешим на станцию. Станцией оказалась забетонированная площадка рядом с одноколейными ж/д путями и столбиком "5822 км". На площадке стоят люди и на вопрос, куда они сейчас поедут, отвечают: "В город". Под "городом" подразумевался город Наушки, как мы выяснили. Хотя в Гусином Озере под "городом" понимают город Улан-Удэ. Видимо, кому куда ближе. Итак, в 11 утра прошел поезд до Наушек (садятся все, независимо от количества свободных мест в вагоне, билеты продаются внутри), а обратно в Иркутск он идет в 6 вечера. Перспектива 7 часов торчать в поселке не улыбалась. Прикинули время, километры (35 штук), ограничения по скорости и перепаду высот (у Макса же 2-4). Исходя из всего этого поняли, что без проблем, ковыряясь в зубах, доедем до поселка Гусиное Озеро.
|
Селендума за озером, образованным Темником |
|
Макс посреди Великой Гусиноозерской равнины (под дальними горами течет Темник) |
Сказано-сделано, выдвигаемся по асфальту. Проезжаем озеро рядом с Селендумой и снова пересекаем Темник. На этот раз, река уже очень внушительная, а мы едем по мосту. Дальше нужно сказать так: следующие 15 километров пересекаем Великую Гусиноозерскую равнину. На самом деле такого географического названия нет – это мы ее так окрестили. Просто необходимо проехать огромную плоскотину между Гусиным озером и рекой Селенга. Кроме того, что на равнине, как в Казахстане, существует сеть арыков (правда, уже не работающих), существет одна географическая достопримечательность. Дело в том, что река Цаган-Гол, втекающая в Гусиное озеро, вытекает из реки Темник. Вы часто видели, чтобы река текла-текла, а потом взяла да и разделилась на две реки? Но это еще не все. В пяти километрах по побережью от устья реки Цаган-Гол из озера
вытекает река! Называется Баян-Гол. Сначала приходит мысль, что поверхность озера покатая. Ан нет, с озером все в порядке, просто такая особенность рельефа.
|
Облепихи не желаете? |
|
Коровы на фиолетовом поле |
Едем по шоссе и не понимаем людей, которые проезжают на велосипеде тысячи километров по асфальту и считают это отдыхом. Каждому свое. Макс видит у обочины ведро с ягодой – продают облепиху. Покупать не стали, так как у нас с облепихой тоже все хорошо. На огороде. Через километр останавливаемся, потому что оранжевого цвета кусты не дают ехать дальше. Облепиха без ведра на ветках раздавалась бесплатно. Мы не отказывались.
Около Баян-Гола видим коров, жующих фиолетовую траву. Хм... голубой мох, фиолетовая трава – качественные были грибы... Однако, при приближении, трава все равно осталась фиолетовой. "Фиг с ним" – подумали мы и свернули налево на степную дорожку, чтобы сократить путь к поселку Цайдам. Цветущий чабрец благоухает, трава выше человеческого роста произрастает огромными кустами, между которыми приходится лавировать. Слышим курлыканье над головой. Поднимаем головы и видим огромную журавлиную стаю, кружащую над нами. Пока мы ехали до Цайдама, курлыканье не умолкало. Может, уже на юг собрались? Это уже не витаминный тур, а тур "юный орнитолог" получается.
|
Журавлиная стая |
|
Эх... телеобъектив бы... |
Частично по дорожке, частично по заросшим травой насыпям вдоль арыков выезжаем на гравийный "хай-вэй" и направляемся в поселок Гусиное Озеро. Здесь как раз и видим семиполосную дорогу: гравийка и параллельно ей еще 6 полевых дорог. "Даешь каждому по дороге!" – провозглашаем мы и радостно мчимся каждый по своей, мягкой (попа ликует) дорожке. Рядом с дорогой видим озеро, достаточно чистое, но мелкое. Вдоволь наплюхавшись в теплой воде, переезжаем по мосту и выясняем, что это не озеро, а река Баян-Гол, расширяющаяся в этом месте.
|
Схема маршрута (300 кб) |
|
Объедание тополя |
Переезжая по мосту Цаган-Гол, остановились проследить, куда же все-таки течет речка. Долго смотрели, выясняли – действительно, течет в Гусиное озеро. На станции "Гусиное Озеро" дождались поезда и даже купили билеты в кассе, которая открывается за полтора часа до его прихода. Плацкартных билетов не было, пришлось купить в общий вагон. Пока пили пиво на станции, отмечая успешное завершение велоПВД, прибежала стая козлов и коз и пожрала все нижние ветки тополей. Один экземпляр, умудрился не только передними, но и задними копытами залезть на забор.
В 18.22 погрузили себя и велосипеды в набитый вагон (оба велика Макс умудрился впихать на одну третью полку) и отчалили, провожая глазами Гусиное озеро, на котором не видели ни одного гуся, но зато видели журавлей. Такое ощущение, что мы ездили неделю: смена ландшафтов каждый день и 200 км впечатлений за три дня – полное насыщение во всех планах.
В Улан-Удэ почти весь вагон вышел (в этот момент мы коварно заняли две вторых полки), а затем целый вагон людей снова зашел.
Утречком в понедельник в 9 утра мы пили кофе, но уже дома.
Элеонора Крыжаева
фото – Элеонора Крыжаева, Максим Пензин
16 августа 2004