День первый: пос. Усть-Баргузин – пос. Курумкан – ущ. Алла.
|
Авторазборка по-баргузински |
Затарившись едой, пелетон выдвинулся в сторону пос. Баргузин. Паром еще не ходит, поэтому пришлось ехать по ГСД. К сведению, ГСД – это грузосборочная дорога, в ранешние времена являвшаяся основной транспортной артерией баргузинской долины, проходит по левому берегу реки Баргузин. Сейчас популярны только куски этой дороги по краям – от Усть-Баргузина до Баргузина и от Улюнхана до Мойгото. Остальная часть ГСД пришла в запущение, хотя асфальтового покрытия осталось еще довольно много. Запущение случилось по причине сгорания нескольких мостов через довольно солидные реки в середине долины, а также в связи с тем, что дорога по правой стороне долины более популярна – районный центр Баргузин и крупный поселок Курумкан находятся на правом берегу реки, как ни крути.
|
Местный Маттерхорн |
До сворота с ГСД на пос. Баргузин дорога плохая. Раздолбанный асфальт и гравийка. После сворота гравийка становится лучше, превращаясь к мосту через реку Баргузин в асфальт. Покупаем путевку на уток, заправляем Лёху бензином и покидаем районный центр, по пути зафотав местную мини-разборку в виде на ладан дышащего москвича.
От Баргузина до Курумкана идет хорошая гравийка и асфальт. Открываются виды на заснеженные вершины баргузинского хребета. Отдельные пики просто шикарны. Начинает пахнуть свободой, перелетные птицы размахами крыльев вдыхают в нас чувство эйфории. Вообще, все передвижение по долине вызывает чувство огромного пространства, воздуха, дыщащей Матери-Земли, вмещающей на своей груди такое количество птиц, животных, ландшафтов, восхитительных уголков, что нам со своими мелочными проблемами должно быть стыдно занимать место на этих священных угодьях.
Цапли, журавли и утки на мелких болотинках, встречающихся вдоль дороги – явление постоянное. Андрюхин фотоаппарат с телеобъективом выручал все время, без него бы не вышло и половины отличнейших кадров.
|
РеАльные машины |
В Улюне останавливаемся в закусочной со звучным названием "Дархан". Возле закусочной встречаем две машины. Картина из литературного произведения "Евангелие от Митьков": "И порешили меж собой: круты они, а мы перед ними сынки". Тюнингованые Урал и Камаз стояли у входа в едальню. Вышедшие сытые водилы небрежно бросили: "В Таксимо едем. Только вот оттуда приехали". И потеряли покой наши парни после этого. Так как имели они тайною мыслию переехать через Баргузин вброд и проехать по мифической дороге для настоящих Пацанов докуда возможно. Но об этом позже...
|
Дацан с закусочной |
Проводив машины с "реал-пацан-тюнингом" и отведав вкусных поз и борщей в закусочной, мы продолжили свое путешествие. Не прошло и столетия, как местный языческий народ понастроил кучу буддистских дацанов. Сразу за Улюном обнаруживаем небольшой дацан с прилагающейся к нему закусочной. В прошлом году он только строился. Мы бы проехали мимо, как и в прошлый раз, если бы в Усть-Баргузине у родителей не увидели буддистский календарь с фотографией самопроявляющейся богиней Янжимой (честно говоря, богини на фотографии я не увидела, но поняла, что это "что-то" изображено на камне). По легенде к этой богине приезжают те, кому не удается забеременеть.
|
Богиня Янжима |
|
Текстильный лес |
Узнав у народа, что туда надо пройти по тропинке, мы направились в лес вдоль флажков и лавочек по довольно вытоптанной дорожке меж сосен. Через 10 минут пришли к месту, где деревьев не видно из-за кусочков ткани на стволах. В самом скопище текстиля обнаружился каменюка, огороженный на расстоянии лентой с надписью "не заходи в круг!" Честно скажем, мы обошли каменюку со всех сторон, но ничего не увидели (как нам потом пояснили – это показатель, что ни у кого в ближайшее время не будет детей). Пришлось подойти к камню поближе, нарушив запретную черту. Облазив его со всех сторон, мы пришли к выводу, что если там и есть Богиня Янжима, то только в одном месте. Причем выпить надо довольно много, чтобы увидеть в белесой части камня беременную женщину. На фотографии я специально поконтрастнее сделала изображение, иначе вам тоже не судьба будет увидеть ее. Единогласно решив, что буддисты явно знают какую-то местную курительную травку, но эгоистично никому не рассказывают об этом, мы покинули священное место.
Интересна история открытия данного "явления": некий бурятский житель 10 лет назад шел-шел по лесу и обнаружил на камне белое пятно. Решив, что это проявилась ему беременная богиня (с женщинами напряг у них что ли?), рассказал об этом остальным, и стали ходить туда окрестные жители. Лама, видимо, не мог поверить в трезвость и вменяемость первооткрывателя довольно долго, так как приехал и "официально открыл богиню" спустя 8 лет (в 2005 году). С тех пор дорожка вытаптывается гораздо сильнее, рядом с камнем построили в этом году сруб, где проводят "процедуры", чтобы женщина забеременела наверняка! Процедурой является не то, что вы подумали, а омовение и обход три раза вокруг камня (или что-то в этом роде, надпись на дереве с подробной инструкцией не сфотографировали).
|
Курумканская дорога |
|
Журавль |
В Курумкане мы заправляемся соляркой (21.80 руб. по сравнению с иркутской ценой 19.10 руб.). Следующая заправка будет неизвестно где, но у нас с собой канистры с топливом.
|
Центр Сутры и Тантры |
За Курумканом встречаем снова дацан. Название, более чем помпезное: Российский Международный Буддийский Медитационный Центр по Сутре и Тантре. Гложет мысль, что если спросить любого местного жителя что такое "сутра" или "тантра" – он в лучшем случае затруднится с ответом, а в худшем решит, что вы пытаетесь его обидеть.
Дальше до Аллы русла рек все пересохшие, но мосты при этом внушительны – видимо, вода в них все-таки появляется, да еще какая. В поселке Алла сворачиваем к Баргузинскому хребту по одинокому указателю "турбаза Алла 7 км". По пути встречаем сторожа турбазы – он идет домой "с работы". Вход в ущелье реки Алла напоминает Сарминское ущелье – природная аэродинамическая труба со скалами в створе. И сейчас в эту трубу дует сильное дуло.
Турбаза – это, конечно, громко сказано. Два жилых домика с печками в смолистом сосняке на высокой террасе. Чуть пониже к реке еще пара заброшенных строений, бывших раньше домиками. Но место очень красивое. Длинная лестница вниз к деревянно-каменному срубу в духе "постсоветского соцреализма", как выразился Леха. В срубе сильно пахнет сероводородом. Но! Когда ты погружаешь в горячую воду свою бренную, запыленную в пути тушку, никаким запахом в этот момент тебя не спугнуть. Через 10 минут выходишь из воды младенцем без грехов, мыслей и желаний. Сливаешься с пространством и по лестнице плывешь вверх на террасу, останавливаясь в "промежуточных лагерях" – карманах со скамейками.
| Ущелье Алла |
|
| "Турбаза" |
|
| Лестница в ванну |
|
На информационном листке обнаружили, что от Аллы организуются радиальные (!) выходы по тропе длиной 203 км. Круто! – подумали мы. Радиально сбегать 203 км – это надо очень хорошо подлечить опорно-двигательный аппарат на источниках и все-таки выпытать у того бурята местную травку.
|
Ужастики в сумерках |
Прогулялись по дороге дальше в ущелье в поисках проезда на машинах подальше – к сожалению, дорога заканчивается через 100 м. Затем она переходит в тропу, благоустроенную ББТ’шниками (Большая Байкальская Тропа – общество эко-волонтеров). На обратном пути к машинам в соснячке нас чуть не довели до инфаркта висящие люльки с куклами. Выглядят натуральными младенцами. Видимо здесь, чтобы забеременеть надо не только искупаться в источниках, но еще и повесить люльку с куклой-вуду. Зрелище жуткое в вечерних ветреных сумерках!