"Пап, а как правильно – горбовик или гробовик?"
Папа, со вздохом: "И то, и другое верно, сынок..."
(Из разговора в электричке)
|
Explorer 65+15 (Salewa) – экспедиционный рюкзак для российских женщин |
Когда мы начинаем говорить о рюкзаках, то в первую очередь мне на ум приходит слово «поход», хотя на сегодня функции рюкзаков существенно расширились. Существуют рюкзаки для скалолазных маршрутов, рюкзаки для велосипедистов, сноубордистов, горнолыжников, ледолазов и прочих бегающих, ходячих и лазающих личностей. Цель данной статьи – не рассказать о всех возможных видоизменениях вещмешка, а сделать мини-обзор по моделям и фирмам, представленным в Иркутске, и осветить возможности выбора.
Если вы решили приобрести себе рюкзак, то вы уж наверняка знаете, для чего он вам нужен. Ведь что такое рюкзак в философском смысле этого слова? Рюкзак – это мешок с лямками, предназначенный для переноски разнообразных предметов (картошки, например) на спине. Все остальное – приспособления, суть которых в том, чтобы унести как можно больше, дальше, и испытывать при этом минимум проблем. О рюкзаке как субстанции и поговорим.
|
Piton 120 (Bask) |
Начнем мы с материалов, из которых изготавливаются рюкзаки. Наиболее частый вариант, применяемый серьезными зарубежными фирмами – Cordura фирмы Dupont. Многие авторы говорят, что на сегодня создано множество вариаций на эту тему, но все они уступают оригиналу. Я, в свою очередь, к ним присоединяюсь. Практически каждая фирма, занимающаяся изготовлением рюкзаков (которая «не дружит» с Dupont) имеет в своем арсенале рюкзачные ткани по внешнему виду напоминающие Cordura и имеющие звучные названия типа Durotec, Endura, Textreme и проч. Существует также корейские варианты Cordura. Сказать, что эти материалы рядом с ней и не стоят нельзя. Но, как показывают тесты и опыт использования, по ряду основных характеристик они все же уступают.
|
Шумак 90 (Иркутск) |
Обычно рядом с названием материала стоит цифра, например Cordura 500 или 1000.Чем эта цифра больше, тем материал плотнее, прочнее и соответственно тяжелее. Помимо кордуры Dupont изготавливает Nylon Oxford. Материал несколько менее прочный, но гораздо более легкий и мягкий, чем Cordura. Вот мы и перешли к основным требованиям к материалам для изготовления рюкзаков – это прочность на разрыв, прочность на истирание, водонепроницаемость – все это при минимальном весе. Часто рюкзак изготавливается из нескольких видов материалов. Более критические места делаются из более прочной ткани, там где рюкзак не испытывает больших нагрузок – менее прочной, например, клапан. Делают это для снижения веса.
|
Vitas 120 (Ангарск) |
Рюкзаки можно разделить на несколько основных типов: экспедиционные рюкзаки (для треккинга), для восхождений, велосипедные, рюкзаки для сноурайдеров, городские. Естественно, это не все. Экспедиционные рюкзаки имеют самый большой объем среди всех вышеперечисленных групп. Он колеблется от 60 до 120 литров. Такой широкий разбег характеризуется следующим:
– мужчина или женщина является хозяином рюкзака,
– в какое время года люди ходят в походы,
– какова продолжительность и направленность этих походов.
|
Плавающая подвесная система |
Начнем с половой принадлежности. Мужчины, как более сильная половина человечества, обычно носят большие грузы (но бывают и исключения). Соответственно, и рюкзаки у них должны быть повместительней. Мужские экспедиционники обычно имеют объем от 80 до 120 литров. Женщинам также не воспрещается иметь 120 литровый рюкзак. Хотя сложилось так, что женский предел не превышает 90-100 литров. Наиболее частый вариант 75-80 л. Может быть из-за желания выглядеть все же поэлегантней? Можете задать вопрос: кто же носит рюкзаки от 60 до 75 л? Дети что ли? Совершенно верно. Детский туризм сейчас на высоте и начинающим туристам берут совершенно взрослые рюкзаки с детским объемом. Если мы посмотрим каталоги зарубежных фирм, то многие из них рекомендуют рюкзаки в 55-60 литров как экспедиционные. Видимо дело здесь в различном понимании слова «экспедиция».
|
Katanga (Tatonka) – рюкзак для профессионалов |
Вкратце об устройстве. Три основные части: мешок, клапан и подвесная система. Что главное в экспедиционнике? На мой взгляд, подвесная система. С нее и начнем. На сегодня в моде так называемая
плавающая подвеска. Это когда лямки не жестко пришиты к мешку, а при помощи той или иной системы крепятся подвижно и позволяют сопоставить длину спины рюкзака с длиной спины владельца. Не сказать, что это смертельно важно, если только ваш рост не очень сильно отличается от среднего, но приятно.
Второй, важный момент, это
наличие каркаса. Бывалые туристы еще помнят так называемые анатомические рюкзаки (в шутку их так, что ли назвали), когда в рюкзак вставлялся коврик, внутрь укладывались вещи и под хорошей нагрузкой рюкзак принимал: нет, не форму спины, а ту форму, которую он себе выбрал. Соответственно и нагрузка на плечи и спину хозяина располагалась, как бог на душу положит.
Сегодня все серьезные модели снабжены каркасом из одной или нескольких металлических пластин или какого-нибудь жесткого полимера по всей длине и ширине спины. Такая система позволяет равномерно распределить нагрузку и иметь постоянно «удобную спину» у рюкзака вне
|
Roller 25 (Campus) – рюкзак для скейтбордистов и роллеров |
зависимости от того, сколько и чего вы туда положили. Поверх этого каркаса нашиваются подушки из мягких материалов, закрытых сверху сеткой. Сделано это для того, чтобы было мягко и чтобы спина меньше потела. Называют эту систему по-разному: Airmat, Airzone, Climat Control Sistem.
Но суть у всех одна и та же. Если вы думаете, что спина от этого перестанет потеть, то напрасно - на физиологические особенности вашего организма самая хитрая конструкция никак не повлияет, но ощущения того, что у вас по спине потечет струя воды точно не будет. Оптимальной я считаю систему каркаса, которая обеспечит плоскую спину для рюкзака вне зависимости от того, как вы его уложили. Это может П-образный каркас или цельная пластина из полимера.
|
Олха 20 (Иркутск) – с этим рюкзаком ходит пол-Иркутска |
От спины
перейдем к лямкам. Первое, что кидается в глаза – они стали узкими. Пусть это вас не смущает. S-образная анатомическая форма обеспечивает плотное прилегание лямок к плечам и снимает излишнюю нагрузку. Лямки на внутренней стороне также выполнены из сетчатого материала, под которым находится дышащая губка. Крепятся лямки к рюкзаку в трех местах – к нижней части мешка, чаще всего сбоку, к верхней трети центра спины и к верхней части каркаса. Нагрузочными являются первый и третий из этих элементов. Смущает надежность плавающей подвески? И правильно делает. Этот узел не рассчитан на сильные нагрузки и при правильной регулировке она на него никогда не приходится. Регулировку смотрите ниже.
Поясной ремень выполнен по принципу лямок. Иногда ремень имеет несколько точек присоединения к спине и мешку и имеет возможность регулировки в вертикальном направлении.
Мешок, часто имеет два, три входа – сверху, снизу, сбоку; внутреннюю, съемную перегородку, делящую его на два отдела по вертикали; боковые стяжки для регулировки объема и навески дополнительных элементов; карманы и точки фиксации дополнительного снаряжения: ледорубы, телескопы и пр. Сверху мешок имеет тубус, выполненный из более тонкой ткани – для увеличения объема. Над всем этим – клапан, функция которого – закрывать рюкзак сверху аки колпак.
|
Freeway 25 (Campus) – городской рюкзак |
Упомянул я
о регулировке подвесной системы. Производится она следующим образом:
1. рюкзак набивается чем либо весомым
2. водружается на спину
3. ослабляются пряжки надплечных ремней и лямок
4. поясной ремень застегивается на тазобедренных костях
5. затягиваются пряжки лямок до их полного прилегания к плечам
6. затягиваются пряжки надплечных ремней до полного прилегания рюкзака к спине.
Теперь о том,
что нам предлагают купить в качестве экспедиционного рюкзака.
Для настоящих мужчин – изделия объемом не менее 90 литров предлагает фирма Bask. Модели Python 120, Anaconda 120, Shiving 90 – от 2640 до 3505 руб. Питерцы – фирма Normal c моделью Атлант 90, 110, 130 – от 1950 до 2360 руб. Red Fox – модель Lhotse 100, 120 – от 1990 до 3840 руб. Рюкзак Viking 90 от Vertical. Почему объединил эти рюкзаки в одну группу? Все они относятся, на мой взгляд, к полупрофессиональному снаряжению и при тех или иных недостатках являются неплохим вариантом за достаточно реальные деньги – современный дизайн, надежность, удобство, имя.
|
Expedition (Salewa) – рюкзак для высотных восхождений |
Хотите что-нибудь дешевле? Есть. Рюкзаки Иркут 90, Кодар 120, Шумак 90 (от 1196 до 1940 руб.) отшитые на собственном производстве магазина Фан-Спорт и 90-120-литровые рюкзаки фирмы Витас (Ангарск). Уступают «фирменным» по множеству параметров, но именно с этими рюкзаками ходит основная масса людей в нашем городе. Нужно что-то однозначно крутое без оглядки на цену (второй вариант – вы Профессионал, или хотите им выглядеть)? Обратите внимание на экспедиционники от Tatonka, Salewa, Lowe Alpine (от 5000 до 9000 руб.) Уверяю, есть за что платить деньги.
|
Adrenalin (Salewa) – велосипедный рюкзак |
Следующая група –
рюкзаки для восхождений. Группа достаточно широкая и включает в себя как скалолазно-ледолазные варианты из облегченных тканей и лямками из сетки (борьба за вес!) объемом 30-45 литров, так и вполне объемные (до 70 литров) модели для высотных экспедиций. Огромное значение начинают иметь «примочки» – разнообразные точки навески для ледорубов, ледовых инструментов, веревки, каски и пр. Лидером в это группе безоговорочно является Salewa. Моделей множество, под любой вид и стиль восхождений. Цены – от 1300 до 4700 руб.
К байкерам на улице все уже почти привыкли – люди на горных велосипедах в потоках машин не отстают от автомобилей.
Рюкзак для байкера – вещь совершенно необходимая – и в то же время без него лучше. Из этого исходят производители велорюкзаков – минимальный вес, хорошая аэродинамика, вентиляция спины. Хорошие и недорогие варианты – Campus, Loop, дороже – Deuter, Таtonka.
Любите сноуборд или горные лыжи? Значит, сталкивались с проблемой их переноски. Чтобы решить эту проблему, существуют специально обученные рюкзаки с фишками для крепления вышеперечисленных агрегатов. Платишь, например, 1995 руб. и Salewa Free Rider 35 без всякой посторонней помощи переносит ваш сноуборд на любое расстояние – это ли не чудо? Такие волшебные рюкзаки очень неплохо делают почти все производители «снегокатов» (например, Salomon или K2).
Вывод-то из всего этого какой? Рюкзак – лучший друг outdoor'щика, так пусть у вас будет много хороших и надежных друзей!
Павел Трофимов
фото – Элеонора Крыжаева
2 июля 2003