Корзина пуста.
г. Иркутск, мкр. Радужный, д. 118, оф. 1
У вас возникли вопросы? Позвоните нам: +7 (3952) 798-744, 588-178 (пн-пт, с 10.00 до 18.00)
|
Вы здесьСтатьи о поездках
Монголия - первый взгляд
На машине в Монголию. Улан-Удэ – Улан-Батор. Буддистский монастырь Гандан в Улан-Баторе и Музей природы. На пути в Хар-Хорин. Хогно Аан Уул и встреча с местными жителями.
Прогулка по Хогно Хаан Уулу и монастырю Эвгэн Хийд. Переезд в Хар-Хорин. Монастырь Эрдэнэ Зуу в Хар-Хорине и покатушки на верблюдах. Национальный парк с лошадями Пржевальского, рынок в Улан-Баторе. Занимательные соседи по квартире. Тэрэлч – местная "Листвянка", только красивее. Прогулка на лошадках – сбылась мечта поскакать в степи рысью. На границе тучи ходят хмуро. Попытка попасть домой чуть не сорвалась. Полезная информация для путешествия из России в Монголию. Прогулка по Хогно Хаан Уулу и монастырю Эвгэн Хийд. Переезд в Хар-Хорин.
Мы спустились обратно к монастырю, где нас ждал суп из картошки с бараниной. На крыльце юрты рядом с монастырем (в ней живет семья, присматривающая зимой за монастырем) грелся толстый рыжий кот по имени Норон (по-монгольски означает "зеленый") и две симпатичные псины. Попив чай с сушеным сладко-кислым творогом (ааруул), мы отправились обратно на трассу и затем в Хар-Хорин. Без проишествий преодолели грунтовую дорогу и оказались на асфальте, где были вчера. С нами до Хар-Хорина поехала жена пастуха, чтобы проведать сына, который учится в первом классе. Мимо проплыли заснеженные барханы Маленькой Гоби и вскоре на перевальчике мы увидели обо и две пары монголов. Это обо находится на стыке четырех аймаков (районов) и его нужно обойти вокруг три раза. С этого места началась Adventure Story. Андрюха поздоровался с монголом и разговорился, если можно так назвать общение из лексикона в 10 монгольских слов и фигур из пальцев. Тот ему пообещал подарить шкуру волка. Только, говорит, надо съездить в гыр – это 3 км от дороги. Короче, в итоге Андрюха с этим не совсем трезвым монголом едет на мотоцикле. Проводины как на войну, еще более нетрезвая жена монгола садится к нам в микрик. Едем, съемки блок-бастера камерой из окна нашей машины как монгол с Андреем едут по дороге.
Словесная перепалка обрывается хлопком двери – Готов уходит в степь. Возвращается через 10 минут и говорит "I'm sorry, guys". Муж ведь все равно за женой и кулем муки приедет. Через 15 минут тетенька решает идти пешком, а Готов, как настоящий джентльмен, вызывается ее проводить. Картина следующая: сумерки, двое уходят в степь. Мы ждем. Минут через сорок на склоне холма показывается фара. Через 10 минут монгол и Андрюха со шкурой около микрика. Всходит луна, через 20 минут приходят Готов с женой монгола. Она падает на землю, лежит и смеется. Монгол отказывается везти жену домой, говорит, что бензин только на нее тратить... В девять часов вечера приезжаем в Хар-Хорин и селимся в гыре (юрте), что стоит во дворе Больницы Традиционной монгольской медицины. (Waypoint GPS: N47.198830, E102.821570, Height 1438 m – двор Больницы традиционной монгольской медицины) Обычная юрта, только поменьше тех, в которых мы были сегодня в Хогно Хаан Ууле. Пять кроватей, столик и печка. Еще две юрты рядом с нашей стоят во дворе деревянного здания больницы. Чем дальше от города, тем чаще люди одеты в халаты. В Хар-Хорине почти все население ходит в халатах. Кстати, при въезде в Хар-Хорин стоит шлагбаум и пост – с нас взяли 500 тугров (13 рублей) за въезд в город, проверили аптечку, огнетушитель и поворотники. А на обратном пути проверили квитанцию об этой оплате, прежде чем выпустить. Вот так все строго. Отметили мой день рождения вином и пивом с фруктами и гитарой – по интересам. Готов налегал на водочку и затем пересказал нам Всемирную историю, в которой Монголия играла главную роль Великой Империи, а все остальные нехорошие люди отобрали у нее потом кучу земли. Монастырь Эрдэнэ Зуу в Хар-Хорине и покатушки на верблюдах. Город Хар-Хорин по размеру похож на поселок Усть-Орда, только в два раза меньше. Деревянные дома, несколько каменных, двухэтажных нет вообще и гыры. Город стоит на реке Орхон и есть что-то вроде канала. С двух сторон полукругом город окружен горами и на них есть лес. Это бывшая столица империи Чингисхана и его потомков. Начиная с XIII века, она существовала около двух столетий, затем ее разрушили китайцы. Единственное, что осталось от столицы – это каменные черепахи, выточенные из цельных глыб. Одна, самая большая, стояла у входа в столицу – она и поныне там. Три других, поменьше, стояли рядом, но были растащены на ближайшие холмы.
Все сказанное выше касалось буддистского здания. В здании тибетского монастыря стоит гул молитв и монахи таскают туда книги, завернутые в шелк. Иногда в молитвы вклинивается звук колокольчика или труб. Посреди пустыря стоит огромный чан, оставшийся от старого монастыря Эрдэнэ Зуу. В нем за один раз могли сварить 10 овец для монахов. Небольшая такая кастрюлька, высотой по пояс человеку.
Возвращаемся в наш гыр, стучится монгол и говорит, что принес нам посмотреть сувениры. Так, это начинает принимать конвейерный характер. Ладно, посмотрим, но покупать уже ничего не будем. Пока он вытаскивал сувениры, слово за слово, и вот Андрей с Томой покупают еще полмешка сувениров. После ухода монгола мы попросили Готова избавить нас от желающих продать сувениры. Вот как выглядит не сезон и полное отсутствие туристов. Впрочем, мы этого и хотели.
Уже в темноте, мы ужинали в "зоогийн бууз" (кафе) жирными бузами из баранины и "овощным супом" опять же с бараниной, составляющей примерно половину содержимого. Ночевать остановились в мотеле у дороги – как раз в том месте, где высаживали ребятишек в школу 2 дня назад. Славе пришлось спать в машине, потому что теплого гаража не было и нужно было прогревать машину. За ночевку в комнате с пятью кроватями, постельным бельем, теплыми батареями (но в одной рубашке все же было прохладно) и электричеством с нас взяли как за катание на верблюдах – по 2 тысячи тугров (50 рублей). Возможно, такая цена была из-за того, что договаривался Готов – у него везде свои знакомые. Но вот в guest house в Улан-Баторе цена абсолютно официальная. Национальный парк с лошадями Пржевальского, рынок в Улан-Баторе. Занимательные соседи по квартире. Мотель остался за бортом, столовая рядом с ним еще не начала готовить, так что пришлось нам завтракать спустя полтора часа в том же "зоогийн газаре", что и на пути в Хар-Хорин. Естественно, блюд без мяса не было, как и "липтон-чая". Интересно, что у них в меню есть монгольский чай (с молоком и солью), черный монгольский чай (то же самое, только без молока) и "липтон-цай", как отдельный вид чая. Выкопала из меню жареное яйцо с овощами (ложка капусты и ложка винегрета, состоящего из картошки красного цвета со вкусом соленых огурцов). Есть бузы сил не было, мясо тоже. Кипятка, чтобы заварить свою заварку, мы ждали с Томой как манны небесной. Нет, монгольский чай вкусный – мы пили его в гыре, но хочется его запить обычным черным чаем почему-то. Через час езды от селения, в котором был ресторан, мы свернули на грунтовую дорогу. Через 3 км нам попался на пути стоящий гыр, а еще через 7 км вход в национальный парк "Хустайн байгалийн цогцолборт газар". В этом парке держат лошадей Пржвальского. Кроме них есть еще газели, но лошади Пржевальского для монголов как медведь для сибиряка.
На обратном пути с нас взяли 25 тысяч тугров (по 5 тысяч с человека, т.е по 130 рублей). На кордоне этот замечательный "гид", которые ни слова нам не рассказал про лошадей говорит: "Мы тут, оказывается, не туграми берем, а долларами. Раньше было 5000 тугриков, а теперь по $5. В пересчете на тугрики это больше получается – давайте еще 5 тысяч тугров." В итоге за то, что мы 15 минут посмотрели издалека лошадок, сфотали их в 100 метрах с нас содрали 30 тысяч (790 рублей). Для сравнения, за ночевку в мотеле с постелями мы заплатили 12 тысяч (315 рублей). Очень нас хотел этот товарищ в музей национального парка затащить – видимо, в этом и заключался весь сервис, который входил в такую цену. А нам очень не хотелось идти туда, потому что ничего хорошего мы там не ожидали увидеть. Он говорит: "даже если вы не идете в музей, вы за него платите". Ладно, зайдем на пару минут, чтобы до конца представлять себе уровень этого парка и не быть голословными. И точно ведь предчувствовали. Одна комната с картой национального парка, черепом лошади и фотографиями в рамках, некоторые из которых я бы не показывала никому, будь они мои. Сказать о лошадях он и здесь нам ничего не смог, поэтому двух минут хватило с лихвой, а впечатление от парка осталось грустное. Лошадки симпатичные, отличаются от обычных, хотя вблизи мы их и не видели своими глазами, только через объектив с зумом. Возвращаясь к трассе, видим гыр, что стоял когда мы ехали в парк, уже перемещается вместе с обитателями на грузовике с прицепом. За час народ снялся вместе с домом, со всем скарбом и уезжал жить в другое место, только собаки бежали рядом с машиной. А справа промелькнула гряда песчаных барханов посреди степи. В Улан-Баторе решили заехать на рынок – мы так поняли, что это центральное место города для населения и приезжих. Огромный рынок с уличной торговлей и крытыми павильонами с какими угодно товарами. Цены очень низкие по сравнению с Иркутском, например, DVD-плейер стоит 35 тысяч тугров (меньше тысячи рублей). Здесь продается беспошлинно ввезенный товар из Китая, где он стоит еще дешевле. Но если покупает иностранец, то цену сразу поднимают. Хорошо, что у нас был Готов, он спрашивал о цене, торговался, поэтому цены нам доставались нормальные. Правда, стоило отойти куда-нибудь самому и спросить цену на этот же самый товар – цена увеличивалась. Снова безумное количество такси (проезд по городу стоит $1 = 1170 тугриков), каждая вторая машина мятая – и что они только делают со своими машинами? Или автосервис дорого стоит? Ходячие телефоны в меховых чехлах – звонки осуществляются по сотовой связи – город просто утыкан антеннами и GSM выходит дешевле и удобнее, чем таксофоны и монетам или карточкам. Слово "Mobicom" известно каждому монголу. Покрытие тоже внушает уважение – Готов звонил из Хар-Хорина в Улан-Батор. Немного о том, как ездят машины на улицах. Если вы идете по "зебре" на свой зеленый свет и машина, проезжающая перед вашим носом сигналит вам, чтобы вы остановились – это нормально. Для местных водителей, особенно для такси, часто не существует красного света. А уж "побибикать" водилы любят – хлебом не корми. Сигналят по любому поводу и без. Пробки – нормальное явление. Не на всех дорогах, но на центральных магистралях точно. Ну и наконец, главная дорога – эта не та, на которой соответствующий знак висит, а та, которую кто-нибудь посчитает таковой. В общем, глядите в оба, а то ваша машина будет как половина едущих по городу – с мятыми боками. Кстати, за въезд в Улан-Батор с нас опять взяли 800 тугриков (21 рубль) на посту, так что сколько раз въезжаете, столько раз и платите. Это у них называется "дорожный налог". Если у вас номера с буквами, начинающимися на УБ (Улан-Батор), то вы не будете платить за въезд в столицу. В квартиру мы заселились уже часов в 6 вечера и там уже жил новозеландец, который ни разу не видел русских и почему-то считал, что они все бородатые. Очень удивился, не обнаружив бороды у нас с Томкой. Он живет в Улан-Баторе уже 2 месяца и не первый раз в Монголии. Сейчас покупает две юрты с обстановкой для себя и одну еще для кого-то. Ему удалось найти гыр с мебелью за $1000. Обычно столько стоит юрта без мебели. Еще $200 надо будет отдать за растаможивание. Везет домой делать бизнес – селить туристов в юрте. Сам товарищ представился нам на русский манер Виктором, чтобы мы, видимо, не мучились с запоминанием. Витёк этот еще и поэт оказался – пишет стихи. Почитал их нам – весьма неплохо. Второй сосед – японец Умэки. Весь такой плавный и мягкий – очень приятный фрукт. Он изучает народные инструменты, причем таких стран как Монголия, Тува и Казахстан. В комнате стояло пять струнных инструментов, похожих на домры разных конфигураций. Монгольский струнно-смычковый инструмент моринхур с двумя струнами, каждая из которых состоит из 120 конских волос. Очень необычный и красивый звук и тембр. Чем-то напоминает виолончель. Тувинский народный инструмент с плоской декой и тремя нейлоновыми струнами. Казахская домбра с двумя струнами, он умудрялся играть на двух домбрах одновременно. Вечером была устроена совместная party. Местное пиво (нам понравилось – вкусное) и итальянское и французское вино за 100 рублей бутылка – пошли в ход. Огромный килограммовый пакет сушеной папайи тоже примерно за 100 рублей (у нас 50 рублей 100 грамм) пустили в дело в качестве закуски. Умэки играл нам на всех инструментах и пел горловым звуком (хоми) – я даже не представляю как такой звук вообще можно извлечь. Мы, в свою очередь, пели под гитару. Общались на английском – интернациональный язык, можно сказать. Последние участники с кухни уходили после трех ночи. А еще мне друзья подарили полартековую кофту The Noth Face с windstopper'ом за 710 рублей (нам бы такие цены в Иркутск). Сколько же она в Китае стоит, откуда ее везут к нам? Начало: На машине в Монголию. Улан-Удэ – Улан-Батор. Буддистский монастырь Гандан в Улан-Баторе и Музей природы. На пути в Хар-Хорин. Хогно Аан Уул и встреча с местными жителями. Продолжение: Тэрэлч – местная "Листвянка", только красивее. Прогулка на лошадках – сбылась мечта поскакать в степи рысью. На границе тучи ходят хмуро. Попытка попасть домой чуть не сорвалась. |